Минэнерго обсудит дальнейшую поддержку ВИЭ после проведения КОММод

Минэнерго обсудит дальнейшую поддержку ВИЭ после проведения КОММод

Минэнерго отложило подготовку доклада по продлению программы поддержки зелёной генерации до конца марта, связав это с необходимостью в приоритетном порядке подвести итоги первого отбора большой программы модернизации старых ТЭС. От них зависит объём «сэкономленных» средств, которые можно будет перераспределить на поддержку возобновляемой энергетики (ВИЭ) и строительство АЭС. В «Совете рынка» потенциальный «остаток» оценивают в 1,3 трлн рублей до 2035 года при умеренном росте электропотребления. При этом ВИЭ-инвесторы просят направить на поддержку строительства ещё 10 ГВт зелёной мощности до 800 млрд рублей.

Минэнерго попросило правительство отложить обсуждение механизма продления мер поддержки зелёной генерации после 2024 года до конца марта, следует из письма главы ведомства Александра Новака от 26 декабря. Согласно поручению вице-премьера Дмитрия Козака, регуляторы должны были дать предложения до конца ноября 2018 года. Это связано с намерением министерства сначала повести итоги отборов по модернизации старых ТЭС на 2022–2024 годы. Как пояснил «Коммерсанту» первый заместитель главы Минэнерго Алексей Текслер, первые конкурсы по модернизации покажут, какая экономия сложится по итогам отборов, и уже исходя из этого можно будет «более корректно распределить остаток средств, чтобы вписаться в инфляцию». Пока в ведомстве не готовы назвать окончательные объёмы и стоимость поддержки.

Речь идёт о средствах, «высвобождающихся» после завершения программы договоров на поставку мощности (ДПМ, гарантирует возврат инвестиций за счёт повышенных платежей потребителей). Основную их часть планируется перенаправить на программу модернизации до 41 ГВт старых ТЭС, общие затраты, по оценке Минэнерго, могут составить до 1,9 трлн рублей до 2031 года.

Оставшиеся средства, согласно поручению президента, планируется перераспределить на модернизацию станций в удалённых регионах, продление поддержки зелёной генерации после 2024 года (до этого периода инвесторы возвращают средства по отдельной программе ДПМ ВИЭ) и поддержку АЭС, при этом вся конструкция не должна привести к росту энергоцен выше инфляции.

В «Совете рынка» (регулятор энергорынков) подтвердили, что сохраняется возможность дополнительного финансирования инвестиций в другие виды источников энергии – ВИЭ и АЭС. При сохранении сдержанного роста электропотребления в 0,5% в год остаток высвобождающихся средств за вычетом модернизации ТЭС до 2035 года «Совет рынка» оценивает в 1,3 трлн рублей (в ценах 2021 года – предшествующего году начала поставки модернизированной мощности), при этом рост цен на электроэнергию будет ниже инфляции. В ассоциации напомнили, что генсхемой размещения объектов до 2035 года запланировано строительство 15,5 ГВт новых блоков АЭС.

Минэнерго «в целом выступает за возможность продления» программы поддержки зелёной генерации «как важного инструмента для стимулирования развития современной инновационной сферы российской электроэнергетики», пишет г-н Новак.

При этом конкретные её параметры – объёмы, предельные CAPEX и OPEX, норма доходности – не определены до «принятия правительством итоговых решений о распределении долей совокупного инвестиционного ресурса».

Остальные профильные регуляторы уже дали свои предложения о механизмах поддержки, в основном они склоняются к продлению, но с более жесткими условиями. Минэкономики предложило, перейдя на отбор зелёной генерации на базе одноставочной цены на электроэнергию (рассчитывается на основе сниженных CAPEX последних отборов, но уже с включением OPEX и доходности), а не по CAPEX: ведомство предложило отбирать проекты на конкурсах, но понижать потолок тарифа от уровня последних отборов год к году. Также министерство рекомендует привлекать часть финансирования через рыночные механизмы – зелёные облигации или через рынок инноваций и инвестиций (РИИ) Московской биржи. В Минпромторге считают, что поддержка ВИЭ со стороны оптового энергорынка должна продолжиться, но с повышением уровня локализации – до 100% для СЭС и 90% для ВЭС. При этом от 10% до 40% такой продукции российские заводы обязаны будут экспортировать.

В ФАС отмечают, что поддержка приведет к увеличению ценовой нагрузки на потребителей.

Объём вводимых мощностей нужно определять исходя из ограничения роста нагрузки на потребителей, удешевления CAPEX и OPEX и снижения стоимости привлечения заёмных средств, в том числе через льготное финансирование институтами развития, говорится в письме заместителя главы ФАС Виталия Королёва в правительство от 6 ноября.

Из презентации руководителя инвестдивизиона ВИЭ «Роснано» Алишера Каланова следует, что на строительство еще 10 ГВт мощности до 2035 года (соотношение СЭС и ВЭС 35% к 65%) потребуется до 788 млрд рублей, но эта оценка может быть ниже – 558 млрд рублей с учётом ценопринимания (бесценовых заявок) на рынке на сутки вперёд. Долю ВИЭ в конечной цене в год пикового платежа он оценил в 2,4%. Совокупный объём экспорта ветроэнергетических установок может достигать 2,6 ГВт, солнечных модулей – 2,1 ГВт. Замдиректора «Сообщества потребителей энергии» Валерий Дзюбенко отмечает, что прекращение практики ДПМ и переход на «иные, более разумные меры поддержки позволит хотя бы отчасти реабилитировать имидж ВИЭ в РФ, который изрядно подпортили цены, оказавшиеся кратно выше среднемировых».

Коммерсант

Источник: https://energo-union.com/

11:14
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Поделиться с друзьями

Понравился материал - расскажите о нем своим друзьям и подписчикам в социальных сетях и месенджерах.